Записки Горнаго клуба

В научный отдел Кавказского заповедника Русским географическим обществом передана копия сборника Крымско-Кавказского Горного клуба под редакцией М.А. Познанского, в котором собраны отчеты, записки и наброски об экспедициях 1913-1915 годов. В сборник попали и очерки о путешествиях по современной территории Кавказского заповедника в районе Главного Кавказского хребта. Очерки имеют важное значение для понимания истории этих мест, многие описания содержат интересные факты о хозяйственном использовании высокогорных лугов, о верхней границе леса и опушечной мозаике, упоминания о встречах животных, иногда весьма редких.

Первый очерк – о трехдневной экскурсии из Красной Поляны к перевалу Псеашхо и леднику Холодный (Уруштен) принадлежит В.Ф. Пастернацкой. В 1915 году ей исполнилось 29 лет. Ее отец был действительным статским советником, известным и уважаемым ученым, он одним из первых исследовал Кавказские минеральные воды и климатические особенности Черноморского побережья Кавказа.

С любовью описывает она начало пути от устья Ачипсе по древнему лесу из «кудрявого каштана, широколиственной липы, грецкого ореха, яблони, черешни», подъем по «строгому и суровому» лесу из бука и граба, изредка дубов, и выше, перед выходом на луга,  из «великанов-пихт, покрытых седым лишайником», где «нога тонет в мягком моховом ковре». Современный человек, несомненно, лучше подготовлен к тяжестям пути в горах по сравнению с естествоиспытателями начала 20 века. Но, как и сто лет назад, неизменным остается «недостаток провизии – этот вечный враг путешественников в горах..: лошадь может нести вьюки весом не более 3-4 пудов (50-65 кг), если же сам путешественник несет значительный груз, то он связан во всех своих движениях».

В наблюдениях Веры Федоровны природы, растений вдоль тропы я узнаю каждое место: в 2004 году я сама впервые попала сюда с целью описания опушек верхней границы леса хребта Псехако. Но уже тогда в лесной части начались работы по строительству канатно-кресельного подъемника и горнолыжного спуска. А через 5 лет ситуация изменилась необратимо: леса по левому берегу Ачипсе ниже устья Лауры уже трудно назвать девственными, человек не сохранил никакого буфера между заповедной природой и цивилизацией, естественный переход между антропогенными и нетронутыми природными системами отодвинулся вглубь заповедника.

А вот высокогорные луга Псеашхо, наоборот, Вера Федоровна описывает со множеством рогатого скота, который пригоняют с обоих сторон перевала летом: буйволы, коровы, волы, лошади. «Здесь, на перевале, на расстоянии нескольких верст мы встретили пастухов, принадлежащих к трем различным народностям Кавказа». В настоящее же время субальпийские луга массива Псеашхо заповедные, и место домашнего скота заняли «законные» представители копытной фауны: туры, серны, олени. Туры и серны и сейчас благополучно сожительствуют с человеческим «муравейником» у границы заповедника. Отмечаются даже нежелательные для заповедника формы поведения туров: животные не боятся человека и подходят к палаткам туристов и ученых, что повсеместно наблюдается, к примеру, в туристической «мекке» Центрального Кавказа – Безенги.

К сожалению, кавказские благородные олени боятся любого беспокойства со стороны человека, будь это встреча с туристом, не говоря уж о браконьере, или просто шум двигателя машины, вертолета, генератора. Численность группировки оленей в верховьях реки Уруштен, а в этот участок входит и массив Псеашхо, не так стабильна. После «лихих» 90-х здесь удалось сохранить лишь сорок особей от восстановленных за 50 лет почти двух сотен оленей. До 2008 года численность оленей здесь увеличилась вдвое, но впоследствии в связи с ростом беспокойства вновь начала снижаться. Сейчас число продолжает оставаться на низком уровне на фоне растущих группировок в центральных районах заповедника.

Сравнивая очерки первых естествоиспытателей с современностью, мы понимаем, что Кавказский заповедник все больше напоминает остров среди измененных человеком ландшафтов. Наиболее актуальной его задачей сейчас становится сохранение собственных границ, не говоря уже о буферной охранной зоне, которая не защищает его от давления со стороны как должна была бы, а уже располагается на территории заповедника. Ведь за перевалом Псеашхо уже открывается самое «сердце» Кавказского заповедника – горы Алоус, Мраморная, Уруштен, Джуга.

В ближайшее время мы планируем провести подробный сравнительный анализ с историческими материалами и других районов заповедника. Следите за нашими новостями!

Справка – Главный Кавказский хребет к востоку от г.Чугуш (Чугуш, Ассара, Псеашха, Аишха, горные массивы в истоках р.Мзымта)отличаются сильной степенью уязвимости. Общее число особо охраняемых видов здесь превышает 130. Высокая природоохранная значимость этого района в определенной мере обусловлена наличием древнего озерно-болотного комплекса в троговой долине р.Дзитаку в истоках р.Уруштен. Флора этих мест включает реликты плейстоценового оледенения.

Татьяна ЕСКИНА, старший научный сотрудник КГПБЗ