Особенности зимовки серн на территории Лагонаки в Кавказском заповеднике

Лагонаки – одно из немногих мест в Кавказском заповеднике и, пожалуй, во всем ареале кавказской серны, где животные проводят зиму не в лесном поясе, а на открытых пространствах горных лугов.

В таком многоснежном районе, как Западный Кавказ, это становится возможным благодаря тому, что снег, даже после обильных снегопадов, никогда подолгу не задерживается на склонах: ветер сдувает снег с выпуклых участков в понижения рельефа, а в солнечные дни снег быстро стаивает на склонах южной экспозиции. На выдувах и выгревах обнажается прошлогодняя растительность, которой и питаются животные. Таким образом, в высокогорье формируются довольно большие пространства, пригодные для зимовки копытных. В Кавказском заповеднике на горных лугах зимует значительная часть популяции зубров и туров, олени же и, особенно, серны зимой предпочитают все же спускаться в лесные массивы. Однако на Лагонакском нагорье, а именно на восточных склонах хребта Нагой-Чук, серны практически всю зиму проводят на горных лугах, не имея даже возможности спуститься в лес.

Основная зимовка проходит на склонах к реке Цице, которая в этом месте образует глубокий Абадзехский каньон. Участки лугов здесь довольно круты, в нижней части изрезаны скальными ребрами и заканчиваются отвесными скальными стенами каньона.

Вероятно, сочетание защитных и кормовых условий на этом участке хребта идеально для серны, поскольку несколько десятков животных не покидают этот район практически всю зиму.

Серны на Лагонаки в зимний период встречаются и в других районах: на склонах Оштена, Пшехо-Су и Фишта. Но это, в основном, самцы, способные зимовать в более суровых условиях, чем самки с малышами и подростками.

Наблюдения за локальной группировкой серн на Нагой-Чуке проводились обычно в зимнее время с помощью бинокля, а в этом году – в январе и марте с помощью бинокля и квадрокоптера с противоположного склона каньона Цице, из истоков балки Волчьей.

В конце января здесь были обнаружены три отдельные группы серн общей численностью 109 животных. В одной из групп было 39 взрослых серн, 8 годовалых и 3 двухлетних козленка.

К началу марта площади выдувов и выгревов в районе исследования из-за снегопадов уменьшились, однако серны никуда не ушли, и, как было видно по следам, пересекали большие снежные поля, переходя от одного пастбища к другому. Было заметно, что серны выходили на пастьбу на пологие предвершинные склоны Нагой-Чука. Во время повторного наблюдения, проведенного 9 марта, большая часть серн не паслась, а просто лежала на снегу или на скалах. Очевидно, что пастьба не доминирует в суточном распорядке животных, что свидетельствует о благополучии такой зимовки.

9 марта были отмечены 2 группы серн: одна из них включала 5 взрослых особей и 2 годовалых козленка, вторая – 36 взрослых, 8 годовалых и 4 двухлетних козлен20 марта на восточных склонах хребта Нагой-Чук были обнаружены 65 взрослых серн, 10 годовалых и 4 двухлетних козленка. Интересно, что число учтенных детенышей серны, по сравнению с предыдущими наблюдениями, не уменьшилось. Это также говорит о благополучной зимовке животных.

К концу марта группа из 10 серн уже переместилась на основное летнее место обитания ‒ гору Оштен, где на восточных и южных склонах также начали появляться выгревные участки с сухой травой.

Не обследованными остались склоны горы Пшехо-Су, где также могут зимовать небольшие группировки серн. Обследование этого района намечено на начало апреля.



К. Бибина, С. Трепет